Папа Лев XIV: война опять “в моде”

Брюссель 09.01.2026 Предупреждая, что «война снова в моде» и что мир все чаще достигается силой, а не справедливостью, Папа Лев XIV в своем обращении к дипломатическому корпусу, аккредитованному при Святом Престоле, призвал к смирению, диалогу и возобновлению приверженности многостороннему сотрудничеству.

https://platform.twitter.com/widgets.js

Выступая сегодня, в пятницу, 9 января, во время традиционного обмена новогодними поздравлениями, Папа предостерег, что основы международного сосуществования неуклонно подрываются, поскольку дипломатия, основанная на диалоге, уступает место логике силы и сдерживания.

«Принцип, установленный после Второй мировой войны, запрещавший государствам применять силу для нарушения границ других стран, был полностью подорван», — сказал он, предупредив, что такой образ мышления серьезно угрожает самому верховенству права.

Определяющий момент в дипломатическом году Ватикана
Ежегодная встреча Папы с послами, аккредитованными при Святом Престоле, считается одним из наиболее значимых моментов в дипломатическом календаре Ватикана.

Часто называемые «Обращением о состоянии мира», выступления Папы Римского по таким случаям, как правило, предлагают моральную интерпретацию международной жизни — призыв не к интересам, а к совести — в начале нового года как призыв к ответственности, сдержанности и обновлению.

Для Папы Льва XIV, который сказал, что это событие — «новый опыт», поскольку всего несколько месяцев назад он был призван «пасти стадо Христово», это обращение также послужило для формулирования морального горизонта, в рамках которого Святой Престол понимает дипломатию: терпеливая работа по взаимодействию, защита уязвимых и приверженность миру, основанному на истине.

Границы, закон и возвращение «мира посредством оружия»
Папа Лев XIV посетовал на ослабление принципа, установленного после Второй мировой войны, согласно которому государства обязались не применять силу для нарушения границ других стран.

«Принцип… был полностью подорван», — сказал он, предупреждая, что мир все чаще ищут «с помощью оружия как условия для утверждения собственного господства», — менталитет, который «серьезно угрожает верховенству права, являющемуся основой всего мирного гражданского сосуществования».

Папа неоднократно обращался к святому Августину в подтверждение своих доводов, особенно к трактату «О граде Божьем» (De Civitate Dei), в котором Августин размышляет о гордости, власти и иллюзии безопасности.

Даже те, кто ведет войну, напомнил Папа, в конечном итоге желают мира — но не мира как общего блага, а мира как обладания. Цитируя Августина, он сказал: «Поэтому они не желают не иметь мира, а только того мира, которого желают».

Именно это искажение, подразумевал Папа, привело человечество к катастрофе в двадцатом веке. Из этой трагедии, отметил он, возникла Организация Объединенных Наций, созданная восемьдесят лет назад как центр многостороннего сотрудничества «для сохранения мира, защиты основных прав человека и содействия устойчивому развитию».

Гуманитарное право «всегда должно преобладать».
От принципов права Папа Лев XIV перешел к конкретным издержкам войны, особенно когда мишенями становятся мирные жители и когда разрушается жизненно важная инфраструктура.

«Я хотел бы обратить особое внимание на важность международного гуманитарного права», — сказал он. Соблюдение не может зависеть от «простых обстоятельств и военных или стратегических интересов».

Напротив, сказал он, гуманитарное право «является обязательством, взятым на себя государствами», и «должно всегда преобладать над амбициями воюющих сторон».

Он подчеркнул, что нападения на «больницы, энергетическую инфраструктуру, дома и места, необходимые для повседневной жизни», представляют собой серьезные нарушения, и подтвердил осуждение Святым Престолом «любой формы участия гражданского населения в военных операциях».

Моральной мерилом, настаивал он, является не выгода, а достоинство: «защита принципа неприкосновенности человеческого достоинства и святости жизни всегда важнее любых национальных интересов».

Называя конфликты именами, призывая к миру
Затем Папа применил эту моральную концепцию к конкретным кризисам по всему миру.

Он говорил о «продолжающейся войне на Украине» и страданиях мирного населения, вновь подчеркнув «насущную необходимость немедленного прекращения огня» и призвав к диалогу, «мотивированному искренним поиском путей, ведущих к миру».

Он призвал международное сообщество не колебаться и подтвердил готовность Святого Престола «поддержать любую инициативу, способствующую миру и гармонии».

На Святой Земле он отметил, что, несмотря на перемирие, объявленное в октябре, мирное население продолжает переживать «серьезный гуманитарный кризис».

Он подтвердил внимание к инициативам, направленным на обеспечение палестинцам в Газе «будущего прочного мира и справедливости», и вновь подчеркнул, что решение о двух государствах остается институциональной перспективой для удовлетворения чаяний как палестинцев, так и израильтян. Он также выразил сожаление по поводу усиления насилия на Западном берегу против палестинского гражданского населения, которое «имеет право жить в мире на своей земле». Папа Лев XIV также выразил свою поддержку.

Он выразил обеспокоенность по поводу «эскалации напряженности в Карибском море и вдоль тихоокеанского побережья США», вновь призвав к мирным политическим решениям.

Он также затронул кризис в Венесуэле «в свете последних событий», призвав к уважению воли народа и защите прав человека и гражданских прав.

Он сослался на свидетельство двух венесуэльских святых, канонизированных в октябре прошлого года — Хосе Грегорио Эрнандеса и сестры Кармен Рендилес — как на источник вдохновения для построения общества, основанного на «справедливости, правде, свободе и братстве».

Он также говорил о насилии и нестабильности на Гаити, призывая к конкретной международной поддержке. Аналогично, он указал на регион Великих озер в Африке; Судан и Южный Судан; напряженность в Восточной Азии; и гуманитарный кризис в Мьянме, усугубившийся землетрясением в марте прошлого года, и призвал к «миру и всеобъемлющему диалогу» и доступу к гуманитарной помощи.

Ядерный риск и этическое управление ИИ
В основе многих из этих кризисов, по словам Папы Льва XIV, лежит стойкое убеждение, что мир возможен только силой и сдерживанием. Однако мир, предупредил он, требует непрерывного созидания и бдительности, особенно среди тех, кто обладает наибольшим потенциалом разрушения.

Он указал на неотложность контроля над ядерным вооружением, отметив приближающийся истечение срока действия Договора СНВ-3 в феврале, и предупредил о возвращении к гонке вооружений с всё более совершенными видами оружия, в том числе созданными с помощью искусственного интеллекта.

ИИ, по его словам, «требует надлежащего и этичного управления», а также нормативно-правовых рамок, защищающих свободу и ответственность человека.

Мигранты, заключенные и «структурный» дух Юбилея
Защита достоинства Папой распространяется на мигрантов и заключенных — две группы, к которым часто относятся скорее как к проблемам, чем как к личностям.

«Каждый мигрант — это человек, — сказал он, — и поэтому он обладает «неотъемлемыми правами, которые должны уважаться в любой ситуации». Не всякая миграция — это выбор. Он пояснил, что многие бегут от «насилия, преследований, конфликтов и даже последствий изменения климата».

Отмечая 75-ю годовщину Международной организации по миграции (МОМ), Папа Римский предупредил, что усилия по борьбе с преступностью и торговлей людьми не должны стать предлогом «для подрыва достоинства мигрантов и беженцев».

Он также говорил о заключенных, настаивая на том, что их «никогда нельзя сводить к преступлениям, которые они совершили». Он поблагодарил правительства, откликнувшиеся на юбилейный призыв Папы Франциска к помилованию, и выразил надежду, что юбилейный дух вдохновит системы правосудия «на постоянной и структурной основе», обеспечив гуманные условия и соразмерные наказания.

Прежде всего, он подчеркнул, что это включает в себя отмену смертной казни, которую Папа назвал мерой, «разрушающей всякую надежду на прощение и обновление». Он не забыл и о «заключенных, содержащихся под стражей по политическим причинам во многих странах».

Кризис языка и сужение свободы
Еще одной темой обращения Папы стало предупреждение о самом языке: его ослаблении, манипуляциях и превращении в орудие зла.

«Переосмысление значения слов, пожалуй, является одной из главных задач нашего времени», — сказал он, потому что, когда слова теряют связь с реальностью, сама реальность становится «спорной и в конечном итоге непередаваемой».

Он напомнил, как святой Августин описывает двух людей, вынужденных оставаться вместе без общего языка: «немые животные… понимают друг друга легче, чем эти два человека», — пишет Августин; действительно, «человек охотнее поговорит со своей собакой, чем с иностранцем!»

Однако, предупредил Папа, семантическая двусмысленность сегодня не является случайностью. «Язык все больше становится оружием для обмана, нанесения ударов и оскорбления оппонентов», — сказал он, призывая к тому, чтобы слова «недвусмысленно и ясно выражали реальность», чтобы возобновился подлинный диалог — в семьях, в политике, в СМИ, в социальных сетях и в международных отношениях.

Он отметил парадокс: это ослабление языка часто защищается «во имя свободы выражения», однако, «при более внимательном рассмотрении, оказывается, что все наоборот», потому что свобода защищается именно тогда, когда язык основан на истине.

«Больно видеть, как, особенно на Западе, пространство для подлинной свободы выражения быстро сужается», — сказал он, предупреждая о «новом языке в оруэлловском стиле», который, стремясь к инклюзивности, «в конечном итоге исключает тех, кто не соответствует нормам».

Свобода совести и свобода вероисповедания
От языка Папа перешел к правам, которые все чаще находятся под угрозой в современных обществах: свободе совести и свободе вероисповедания.

Он защищал отказ от военной службы по убеждениям как гарантию достоинства, отмечая, что «отказ от военной службы по убеждениям — это не бунт, а акт верности самому себе». Это отражает истину о том, что свободное общество «не навязывает единообразие, а защищает разнообразие совести», предотвращая авторитарные тенденции и способствуя этическому диалогу.

Религиозная свобода, сказал Папа, также находится под угрозой. Цитируя Папу Бенедикта XVI, он напомнил, что это «первое из всех прав человека». Он отметил, что нарушения растут во всем мире, и «шестьдесят четыре процента населения мира» страдают от серьезных нарушений этого права.

Святой Престол, сказал он, требует полного уважения к христианам и «то же самое ко всем другим религиозным общинам». В шестидесятую годовщину Nostra Aetate он подтвердил «категорическое неприятие всех форм антисемитизма» и подчеркнул важность еврейско-христианского диалога и более глубоких общих корней.

В то же время, по его словам, преследование христиан остается одним из самых распространенных кризисов в области прав человека сегодня, затрагивая «более 380 миллионов верующих по всему миру» и характеризуясь высоким или крайне высоким уровнем дискриминации и насилия.

Он напомнил о жертвах насилия в Бангладеш, Сахеле и Нигерии, а также о погибших в результате террористической атаки в июне прошлого года на приход Святого Илии в Дамаске и о жертвах джихадистского насилия в Кабо-Дельгадо, Мозамбик.

Он также указал на более тонкую дискриминацию в отношении христиан даже в христианских обществах, в том числе в Европе и Америке, где христианам могут быть запрещены проповедовать Евангелие, особенно когда они защищают «достоинство самых слабых, нерожденных, беженцев и мигрантов или пропагандируют семью».

Право на жизнь
Папа Лев XIV подтвердил, что право на жизнь является основой всех других прав, и предупредил, что современная система прав человека рискует потерять свою жизнеспособность, когда права отрываются от реальности и истины.

«В нынешних условиях мы наблюдаем фактическое „короткое замыкание“ прав человека», — сказал он, имея в виду, что основные свободы — слова, совести, религии, даже жизни — ограничиваются «во имя других так называемых новых прав», создавая пространство для силы и угнетения.

Папа говорил о семье как о привилегированном месте, где люди учатся любить и служить жизни.

Он описал две неотложные проблемы: тенденцию к маргинализации роли семьи в международной системе и болезненную реальность уязвимых семей, страдающих от трудностей и домашнего насилия.

Он подтвердил категорическое неприятие Церковью практик, которые «отрицают или эксплуатируют происхождение жизни», а также проектов, которые помогают людям в этом. Государственные ресурсы, по его словам, должны поддерживать матерей и семьи, а не «подавлять жизнь».

Семена мира и мужество прощать
Несмотря на серьезность своего диагноза, Папа Лев XIV настаивал на том, что мир остается «трудным, но реалистичным благом». Цитируя Августина, он назвал мир «целью нашего блага», предвкушением Града Божьего даже в земном городе.

Миротворчество, по его словам, требует «смирения и мужества: смирения, чтобы жить правдиво, и мужества, чтобы прощать». Эти добродетели, добавил он, проявляются на Рождество — когда Истина становится смиренной.

благочестивая плоть — и на Пасху, когда осужденный Праведник прощает и дарует жизнь как Воскресший.

Завершая свою речь, Папа Лев указал на признаки надежды: Дейтонские соглашения, положившие конец войне в Боснии и Герцеговине тридцать лет назад; Совместная декларация о мире между Арменией и Азербайджаном, подписанная в августе прошлого года; и усилия вьетнамских властей по улучшению отношений со Святым Престолом. Это «семена мира», сказал он, которые необходимо взращивать.

В преддверии восьмисотлетия со дня смерти святого Франциска Ассизского, «человека мира и диалога», которое отмечается в октябре, Папа завершил свою речь, призвав к свидетельству святого о смирении и истине, и пожелав всем «смиренного и миролюбивого сердца» в начале нового года.

Leave a comment