Брюссель 04.09.2025 Во многом благодаря ведущей роли Тайваня (Китайской Республики -КР) в мировой полупроводниковой промышленности, нападение Китая (Китайской Народной Республики- КНР) на остров нанесёт мировой экономике триллионы долларов убытков. Однако тайваньский кризис также грозит нарушить производственные и поставочные цепочки, ориентированные на Китай, для производства зелёных технологий, таких как электромобили, солнечные панели и ветряные турбины, а также создать беспрецедентный геополитический риск для европейских компаний в Китае, пишет Датский Институт Международных Отношений – DIIS.
Японские эксперты по геополитике Восточной Азии давно предупреждали, что последствия для безопасности и экономики любых потенциальных военных действий КНР против КР (На фото) не ограничатся только островом. В 2021 году премьер-министр Японии Синдзо Абэ даже заявил, что ситуация с Тайванем – также коснётся Японии.
Для Евросоюза последствия нападения Китая на Тайвань для национальной безопасности невелики по сравнению с теми, с которыми столкнется Япония. Тем не менее, европейские политологи подчеркивают настоятельную необходимость для ЕС устранить неопределенности в политике по тайваньскому вопросу, удержать Пекин от возможных военных авантюр и предпринять больше усилий для подготовки к экономическим последствиям кризиса.
Полномасштабное военное нападение Китая на Тайвань не является ни единственным, ни наиболее вероятным сценарием. Согласно экспертному опросу Центра стратегических и международных исследований, вероятность полномасштабного морского вторжения остается низкой. Тем не менее, незначительное большинство респондентов считают, что Китай обострит кризис посредством военной блокады или карантина в течение следующих десяти лет.
President Lai Ching-te has responded to China's commemoration of the end of World War II with a massive military parade, saying Taiwan "does not use weapons to commemorate peace and instead learns from the lessons of history." pic.twitter.com/BA8SGr34Nu
— TaiwanPlus News (@taiwanplusnews) September 3, 2025
https://platform.twitter.com/widgets.js
Расходы на подобные военные действия Китая будут разрушительными и для мировой экономики. Даже по самым скромным оценкам, например, от Rhodium Group, непосредственный ущерб мировой экономики от китайской военной блокады Тайваня превысит $2 триллиона. Экономисты Bloomberg, напротив, оценивают ущерб от блокады примерно в $5 триллионов в первый год. Эта оценка означает падение мировой экономики на 5% (мировой финансовый кризис 2009 года привёл к падению на 5,9%). Больше всего в этом сценарии пострадает Тайвань, потеряв 12% своей экономики, в то время как экономика Китая понесёт потери, близкие к 9%.
#FMsays Beijing slammed US Senator Roger Wicker's current trip to Taipei, saying it violates the one-China principle and sends a dangerous signal to "Taiwan independence" separatist forces. "There is only one China in the world, and Taiwan is an inalienable part of China's… pic.twitter.com/ogjY8yvFui
— China Daily (@ChinaDaily) August 29, 2025
https://platform.twitter.com/widgets.js
Следовательно, китайская блокада или иное военное или принудительное нападение будут иметь серьёзные последствия для экономики Китая. Китайское руководство не будет легкомысленно относиться к любому подобному военному решению. Тем не менее, европейские правительства и корпоративные лидеры не могут исключать изменение политических расчётов в Пекине и Тайбэе, а также изменение военного баланса сил, что может опрокинуть статус-кво.
Американская реакция, в свою очередь, во многом определит более широкий глобальный ответ на тайваньский кризис. Возвращение президента США Дональда Трампа в Белый дом привносит более транзакционный подход Вашингтона к отношениям с Тайванем: во время президентской кампании 2024 года Трамп предполагал, что Тайвань должен платить США за защиту, и это делает позицию Вашингтона в случае кризиса ещё более непредсказуемой.
Commentary: China’s extravagant military parade on Wednesday sent a clear signal: Beijing possesses the firepower, partnerships and ambition to mold a new world order — one it aims to dominate. https://t.co/WvNnRLhNcw
— The Japan Times (@japantimes) September 4, 2025
https://platform.twitter.com/widgets.js
Глобальный экономический спад, вызванный военными действиями Китая против Тайваня, в значительной степени обусловлен остановкой тайваньского производства полупроводниковых микросхем. По данным исследовательской компании TrendForce, в настоящее время на Тайване сосредоточено около половины мировых мощностей по производству микросхем, включая почти 80% самых передовых образцов (7 нм и менее).4 В результате сбои в цепочках поставок в потребительской электронике, автомобилестроении, телекоммуникациях, здравоохранении и других отраслях, зависящих от передовых технологий, могут привести к экономическому ущербу в триллионы долларов.
Усилия крупных держав по увеличению внутренних поставок микросхем с помощью новой целенаправленной промышленной политики могут со временем снизить нынешнюю зависимость от Тайваня, но прочные позиции острова в мировой полупроводниковой промышленности в ближайшее время существенно не ослабнут. Наряду с ростом производства микросхем в США и Японии, масштабные растущие инвестиции Китая в производство должны в краткосрочной перспективе ослабить позиции Тайваня. В результате вскоре Китай может бросить вызов Тайваню как основному производителю традиционных микросхем. Тем не менее, Тайвань сохранит свою значимость. По оценкам, к 2027 году их доля как в классических, так и в передовых чипов сократится всего на 4% и 6% соответственно.
Более того, сбои в цепочках поставок, вызванные тайваньским кризисом, вполне могут распространиться на Китай и остальную Восточную Азию. Тайвань является центральным узлом в глобальных цепочках поставок полупроводниковых микросхем, а Китай обеспечивает более трети мирового производства и прочно укоренился в качестве поставщика всего: от пластиковых игрушек до мобильных телефонов. Экономисты Bloomberg подсчитали, что китайская бытовая электроника и автомобильная промышленность серьёзно пострадают от военной блокады Тайваня.
ЕС всё больше зависит от Китая в цепочках поставок «зелёных» технологий. 80% солнечных панелей ЕС поставляются из Китая. 90% постоянных магнитов, необходимых для производства электромобилей и ветряных турбин, закупаются у китайских поставщиков. Если не будут приняты серьёзные политические меры по стратегической поддержке европейской промышленности, направленные на диверсификацию зарубежных источников поставок и развитие новых производств в Европе, аналитики прогнозируют, что текущая зависимость ЕС от китайских аккумуляторов для электромобилей вырастет с 30% в прошлом году до 50% к 2027 году.
В целом, учитывая возможность военных или принудительных действий Китая через Тайваньский пролив, блокирующих основные торговые артерии, гиперконцентрация производства в сфере зелёных технологий в одной или нескольких странах Восточной Азии не имеет стратегического смысла с точки зрения экономической безопасности. Новаторские Закон ЕС о критически важном сырье и Закон о промышленности с нулевым уровнем выбросов направлены на снижение этой зависимости, но, тем не менее, им не хватает значительных стратегических инвестиций для достижения этих амбициозных целей. Военная блокада Тайваня со стороны Китая не обязательно приведёт к прекращению поставок зелёных технологий и другой китайской продукции в ЕС и на другие основные рынки, но серьёзные ставки требуют подготовки к такому сценарию.
Затем последуют возможные санкционные меры со стороны США и ответные меры Пекина в ответ на блокаду или другой ограниченный конфликт. Хотя нет никаких гарантий, что Вашингтон применит жесткие санкции против Китая, а также присоединятся ли к ним ЕС и другие союзники по «Большой семерке», одно исследование показывает, что такая конфронтация может добавить еще %3 триллиона к убыткам от кризиса, если банковская система Китая, а также торговые и финансовые потоки будут подвергнуты максималистскому санкционному подходу. Даже более узкие санкционные действия со стороны Соединенных Штатов повлекут за собой угрозу десяткам миллиардов долларов, поскольку такие отрасли, как аэрокосмическая промышленность, а также отдельные политические и военные структуры станут мишенями в геоэкономической войне.
Большинство руководителей компаний, возможно, не считают перспективу китайского вторжения на Тайвань весьма вероятной в ближайшее время. Тем не менее, даже в условиях военной блокады, карантина или принудительных мер геополитические риски, связанные с работой в Китае, достигнут беспрецедентного уровня.
Хотя некоторые европейские транснациональные корпорации удвоили инвестиции в китайский рынок, многие другие стали более осторожными в углублении своего присутствия. Замедление роста, сложная деловая среда и растущие геополитические риски – вот лишь некоторые из основных причин. Отчет, подготовленный по заказу Торговой палаты Европейского союза в Китае, показал, что оценка рисков и планирование сценариев последствий тайваньского кризиса стали более распространенной практикой. Некоторые компании уже предпринимают конкретные шаги для снижения возможных рисков.6
Европейские транснациональные корпорации сталкиваются с растущими геополитическими рисками для своего персонала, данных и активов на Тайване и в Китае. Во-первых, исследование Nikkei, проведенное в конце 2022 года, показало, что некоторые европейские, американские и японские компании на Тайване разработали планы эвакуации иностранных сотрудников и их семей в случае чрезвычайной ситуации.7 В Китае иностранные компании учатся справляться с тем, что все большее число их иностранных и китайских сотрудников высылаются и задерживаются китайскими властями.
Во-вторых, фабрики и торговые точки на Тайване могут остаться без работы или быть физически уничтожены в результате китайской военной блокады или нападения в «серой зоне». В результате этого крупные мировые страховые компании недавно повысили свои тарифы и ужесточили страхование рисков, связанных с Тайванем. Однако в случае кризиса существуют также риски крупных потерь в Китае. Атлантический совет и Rhodium Group оценивают, что в случае кризиса Пекин может изъять 460 миллиардов долларов инвестиционных активов стран «Большой семёрки».
В-третьих, пока иностранные компании на Тайване переносят конфиденциальные данные с серверов на острове, Европейская торговая палата в Китае обнаружила, что всё больше её членов уже начали процесс «изоляции» цепочек поставок, ИТ-систем, хранилищ данных и деловых отношений в Китае от остального мира.
Некоторые европейские и другие иностранные компании могут полагать, что смогут найти достаточно возможностей для маневра, чтобы пережить тайваньский кризис и сохранить инвестиции в материковой части страны. Действительно, несмотря на многочисленные заявления западных компаний о выходе из России после её вторжения на Украину в начале 2021 года, исследование Санкт-Галлена и бизнес-школы IMD показывает, что только 8,5% компаний со штаб-квартирами в странах «Большой семёрки» отказались от одной или нескольких дочерних компаний в Российской Федерации.
Поскольку для многих отраслей значение Китая в плане доходов, активов и технологий выше, чем значение России, давление, направленное на сохранение присутствия на Тайване и преодоление разворачивающегося тайваньского кризиса, будет ещё сильнее. Российский опыт подчеркивает, насколько важно для европейских политиков и корпораций планировать сценарии, учитывать оценки рисков и управлять ожиданиями в отношении потенциального тайваньского кризиса и его влияния на Китай.
Только будущее покажет, окупятся ли сегодняшние решительные шаги по снижению зависимости от Китая, но если катастрофа действительно обрушится на Восточную Азию, то те, кто готов к худшему, окажутся в наилучшей позиции для преодоления последствий.