ЕС-РФ: эпизод инфовойны

Брюссель 15.12.2022 Совет ЕС утвердил новый пакет санкций в отношении России, включая запреты на российские государственные каналы: НТВ, НТВ-Мир, «Россия-1», РЕН ТВ.

«Совет инициировал процесс приостановления действия лицензий на вещание четырех средств массовой информации: НТВ/НТВ-Мир, «Россия-1», РЕН-ТВ и Первого канала, — говорится в пресс-релизе Совета. — Эти СМИ находятся под постоянным прямым или косвенным контролем руководства Российской Федерации и используются оным для своих непрерывных и согласованных действий по дезинформации и военной пропаганде, легитимизируют российскую агрессию и подрывают поддержку Украины».

В ноябре The Insider писал, что международная НПО «Репортеры без границ» в судебном порядке оспаривает решение французского регулятора телевещания Arcom, разрешившего французскому спутниковому оператору Eutelsat продолжать трансляцию российских телеканалов «Россия-1», «Первый канал» и «НТВ». В сентябре, регулятор обещал рассмотреть запрос «Репортеров» о запрете трансляции трех государственных каналов через спутники .

Однако 28 сентября было опубликовано заключение: юридических оснований для запрета нет, поскольку каналы транслируются и через другие спутники, а значит, Франция – не единственный источник их трансляции. Кроме того, вопрос мало затрагивает граждан ЕС, поскольку аудитория у каналов преимущественно российская.

Запрет на вещание является масштабным нарушением договорно-правовой базы Евросоюза:
СТАТЬЯ 11 Договора ЕС гласит:
“Каждый имеет право на свободу выражения мнений. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, а также свободу получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от государственных границ.
2. Должны уважаться свобода и плюрализм средств массовой информации”.

“1. Статья 11 соответствует статье 10 Европейской конвенции о правах человека, которая гласит:

“1. Каждый человек имеет право на свободу выражения мнений. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам требовать лицензирования вещания. , телевизионные или кинопредприятия.

2. Осуществление этих свобод, поскольку оно влечет за собой обязанности и ответственность, может быть связано с такими формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе, в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья или нравственности, для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности судебная власть».

В соответствии со статьей 52(3) Хартии значение и объем этого права такие же, как и права, гарантированные ЕКПЧ. Таким образом, ограничения, которые могут быть наложены на него, не могут превышать ограничения, предусмотренные в статье 10(2) Конвенции, без ущерба для любых ограничений, которые закон о конкуренции Сообщества может наложить на право государств-членов вводить лицензионные соглашения, упомянутые в третье предложение статьи 10(1) ЕКПЧ.

2. Параграф 2 настоящей статьи разъясняет последствия параграфа 1 в отношении свободы средств массовой информации. Он основан, в частности, на прецедентном праве Суда в отношении телевидения, в частности, в деле C-288/89 (решение от 25 июля 1991 г., Stichting Collectieve Antennevoorziening Gouda and others [1991] ECR I-4007), а также на Протоколе о системы общественного вещания в государствах-членах, прилагаемой к Договору о ЕС, и Директиве Совета 89/552/ЕС (в частности, ее семнадцатой части).

Источник:
Официальный журнал Европейского Союза C 303/17 – 14.12.2007
Преамбула – Пояснения к Хартии основных прав:
Эти разъяснения были первоначально подготовлены под руководством Президиума Конвенции, разработавшего Хартию основных прав Европейского Союза. Хотя они сами по себе не имеют статуса закона, они представляют собой ценный инструмент толкования, призванный разъяснить положения Хартии.”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s